mirabile futurum...

постмодерн и лингвистическая психотерапия


Previous Entry Share Next Entry
Я, Другой, Третий и Четвертый в психотерапиии
fucofil

   У экзистенциально-мыслящих психотерапевтов, рано или поздно, - чем раньше, тем лучше, - в работе возникает фигура Третьего. Рефлексия и понимание Другого, создание общего дискурсивного пространства, в том числе, и аффективно-оценочного, воздействуя на Я-терапевт через Я-человек, приводит к внутреннему аудиту, укрепляя тем самым опорные элементы личностных конструктов или же, - бывает и так, - ставит под вопрос их способность быть несущими элементами профессиональной, да и просто общечеловеческой компетентности. Должен ли экзистенциальный терапевт тревожиться вместе со своим клиентом? Должен ли он притворяться, что тревожится вместе с ним? Или, может (упаси Боже!) тревожится вместо него? Достаточно ли понимания вместо со-переживания? 
   Я, думаю, что тогда, когда специалист только начинает практиковать в этом подходе, он проходит закономерный этап со-Бытия, со-переживания Другого, и, ему должно и важно настроить свой эмпатический инструмент, чтобы без фальши исполнять терапевтические дуэты. Если мелодия звучит  гармонично и второй участник дуэта в конце опуса не может скрыть благодарных слез просветления, то не стоит очень уж часто прибегать к настройке-подстройке (после этих  что-то нежно шепнуло мне в ухо (но изнутри (со стороны молоточка и наковальни)) : павлин-мавлин, говоришь?).
   И вот тогда из сумрака терапевтических флюидов, из знакомых и многократно прочувственных интуиференций, в сиреневом тумане психотерапевтического кабинета, возникает мерцающая, с еще нечеткими контурами, фигура Третьего. Этот Третий спокоен, как в печали, так и в иронии. Он рассудочен, флегматичен и привычно-креативен. Он персонифицирует всего одну, но самую главную личностную субстанцию терапевта. Метарефлексию. То есть, рефлексию по поводу своей рефлексии и ответной рефлексии Другого на твою рефлексию. Третий не дает затеряться Смыслу и Движению в Зеркалах рефлексий, находящихся друг напротив друга. Он скажет тебе: стоп! - это не проходит, попробуй-ка что-нибудь еще. Или:ага! в этом что-то есть, давай-ка поддай пару!
  У меня как-то проходил психотерапию один актер. И он сказал мне: ты знаешь, а я всегда чувствую, как я играю. Я представляю, что сижу где-нибудь на пятом ряду и наблюдаю со стороны, как идет спектакль. Спокойненько так, отстраненно. И подмечаю: вот сукин сын, ну и выдал! просто гений!.. а вот здесь схалтурил... а вот здесь хорошо, но можно лучше... а вот здесь надо иначе...
   Этот Третий и является, по существу, главным распорядителем психотерапии как действия, ее дирижером. Но в психотерапии, ведь, главное - результат. А он появляется лишь тогда, когда в психотерапевтическом пространстве (позволю напомнить, что психотерапевтическим пространством для клиента экзистенциального терапевта является жизнь в самых ее высших формах, а именно в Обыденности и Повседневности) возникает фигура Четвертого. Этот Четвертый - реинкарнация Другого, новая Личность, произрастающая по ходу Диалога. И она - тоже результат внутреннего аудита, плод самоопределения личности клиента и ее собственной метарефлексии по поводу себя, своего прошлого и своего Будущего.
    Но, самое интересное состоит в том, ее (Личности)  отражение вряд ли будет видно в зеркальной рефлексии терапевта, в его Я-Зеркале.  Что же  это значит?  А вот что. Как только Другой в Зеркале Третьего увидит Четвертого - то это значит, что трансформация состоялась, Другой превратился в Четвертого.  Души прибыло. И можно возвращаться в этот тревожный, но прекрасный и удивительный Мир. 

  • 1
Созвучно. И озвучено, как мне не удалось. Перетящил к себе, помня, естественно, о (с)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account